Внешняя торговля
Государства специализируются на выпуске определённых видов продукции и предоставлении различных услуг, для которых располагают необходимыми ресурсами. Их избыток они реализуют на международном рынке. Те же товары, которых у них недостаточно, закупают в других странах. Для этого используется внешняя торговля. Рассказываем, что такое внешняя торговля, как она осуществляется и влияет на экономику.
Понятие внешней торговли
Внешняя торговля — особый вид международной экономической деятельности, который предполагает ввоз и вывоз продукции, обмен услугами и другими нематериальными ценностями. Покупателями и продавцами выступают разные государства (резиденты различных стран).
Формы
Внешняя торговля осуществляется в различных формах. Основные операции внешнеэкономической деятельности — экспортные и импортные. Также есть реэкспорт и реимпорт.
Экспорт — вывоз товаров (услуг) из страны, их продажа зарубежным партнёрам. Пример экспортной операции во внешней торговле: продажа российской нефти в Китай. Экспорт способствует притоку денег и на уровне государства помогает формировать валютные резервы.
Импорт — ввоз зарубежных товаров (услуг) для применения на внутреннем рынке страны. Импорт необходим для того, чтобы получить недостающие в государстве сырьё и продукцию, стимулировать собственное производство.
Реэкспорт — вывоз за рубеж продукции (сырья), ранее ввезённой из-за границы. При этом товары должны реэкспортироваться в неизменном виде. Допускается лишь их сортировка или переупаковка.
Реимпорт представляет собой противоположную операцию — это ввоз товаров, которые ранее были вывезены за границу. Простыми словами, это ситуация, когда продукцию вывезли из России, но по определённым причинам вернули.
Методы
Методы внешнеторговых операций определяются характером связей между сторонами сделки. В зависимости от этого выделяют:
- Прямой метод. Предполагает отсутствие посредников. Его плюс — в отсутствии посреднических услуг, соответственно, и дополнительных затрат.
- Косвенный метод. Означает, что в сделке участвует посредник. Такая схема позволяет использовать знания посредника для выхода на новые рынки, найти новых партнёров с минимальными усилиями. Однако она связана с оплатой посреднических услуг.
Иногда в качестве отдельного метода выделяют операции состязательного характера. К ним относятся сделки на биржах, аукционы, международные тендеры.
Структура
Структуру внешней торговли рассматривают в географическом и товарном аспектах. Географическая структура предполагает распределение торговых потоков между отдельными регионами, государствами, группами стран, объединёнными территориальными признаками.
Товарная структура предусматривает группировку по разным признакам товаров, являющихся предметом международной торговли. Так, принято выделять следующие товарные категории:
- сырьё — продукты, которые реализуются без или с минимальной долей обработки;
- полуфабрикаты — продукты, которые прошли предварительную обработку, но нуждаются в дальнейших манипуляциях для использования;
- готовые изделия — товары, уже предназначенные для потребления.
Кроме этого, товары классифицируют в зависимости от отраслей: сельскохозяйственная продукция, машины и оборудование, товары химической отрасли, лёгкой промышленности и т. д. Также выделяют торговлю услугами, интеллектуальной собственностью, информацией.
Условия
Условия внешней торговли характеризуют изменения в стоимости экспортируемой продукции по отношению к изменению стоимости импортируемых товаров и услуг. С их помощью можно оценить, как изменялись результаты внешнеторговых операций в разные периоды времени.
Для оценки условий торговли используется специальный коэффициент. Он рассчитывается как отношение индекса экспортных цен к индексу импортных цен, умноженное на 100. Формула для расчёта выглядит следующим образом:
ИУТ = ИЭЦ: ИИЦ × 100, где:
- ИУТ — индекс условий торговли;
- ИЭЦ — индекс экспортных цен;
- ИИЦ — индекс импортных цен.
Повышение коэффициента сигнализирует о положительных тенденциях в экономике. Оно означает, что доходы государства от внешней торговли растут. И наоборот, снижение показателя говорит о сокращении благосостояния страны.
Показатели
Один из основных показателей международной торговли — внешнеторговый оборот. Он представляет собой сумму экспорта и импорта и отражает общий объём внешнеторговых операций.
Оборот вычисляют в стоимостных единицах измерения, так как он объединяет товары, которые невозможно сопоставить в натуральных единицах (штуки, литры, тонны и т. д.).
Соотношение показателей экспорта и импорта определяется торговым балансом страны. Его сальдо позволяет сделать вывод о состоянии экономики. Если оно положительное, экспорт превышает импорт, экономика относится к экспортному типу. И наоборот.
Политика
Внешнеторговая политика объединяет действия в сфере экспорта и импорта. Она подразумевает использование специальных инструментов, среди которых таможенные пошлины и тарифы, квотирование, кредитование экспортных операций и т. д.
Основные разновидности внешнеторговой политики:
- Протекционизм. Это политика государства, направленная на защиту страны от иностранной конкуренции. Она предполагает использование ограничительных мер и инструментов.
- Свободная торговля. Означает невмешательство государства во внешнеторговые отношения.
Для защиты национальных интересов государства вводят те или иные меры регулирования внешнеторговых операций. Многие стремятся сочетать протекционизм с методами свободной торговли.
Внешняя торговля России
Внешняя торговля России традиционно основывалась на экспорте сырья. С ходом веков менялись его виды, но доля в структуре экспорта всегда была весомой:
- В Средние века основу экспорта составляли меха и воск.
- В XV–XVII вв. структура экспортируемых товаров пополнилась льном, пенькой, продуктами древесной переработки. Также повысилась доля экспорта готовых изделий: деревянной посуды, вооружения и некоторых других позиций.
- В XVII–XVIII вв. активно вырос вывоз за рубеж российского зерна. Кроме этого, в XVIII в. Российская империя занимала одну из лидирующих позиций по экспорту железа.
- В первой половине XIX в. росла доля продовольственного экспорта. За границу вывозили пшеницу, рожь, овёс, кукурузу.
- Индустриализация государства в 1930-х годах повлияла на структуру экспорта. К 1938 году стал преобладать вывоз промышленной продукции.
- После Второй мировой войны в структуре экспорта начала увеличиваться доля топливных ресурсов. В 70-х годах XX в. стремительно вырос объём вывоза нефти, нефтепродуктов и природного газа.
По данным таможенной статистики, в XXI в. основными экспортируемыми товарами остаются минеральные ресурсы, металлы и продукция из них, продовольственное сырьё и товары. Ключевые импортируемые товары — машины, оборудование, продукция химической отрасли, продовольственные товары.
Мировая внешняя торговля
Развитие мировой внешней торговли обусловлено многими факторами. Благодаря научно-техническому процессу, возникновению транснациональных компаний и активному развитию международного разделения труда только за вторую половину XX в. её объём увеличился почти в 20 раз.
В XXI в. динамика роста мировой торговли существенно замедлилась. На это оказали влияние: мировой финансовый кризис 2008–2009 годов, пандемия в 2020 году, международная политическая обстановка после 2022 года. По данным ВТО, в 2023 году мировой товарооборот снизился на 1,2%.
Регулирование внешней торговли
Основную роль в развитии внешней торговли играет государство. Именно оно определяет внешнеэкономическую политику страны и принимает решение об использовании тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеторговых отношений.
Тарифные методы включают использование системы таможенных пошлин. Среди нетарифных инструментов применяют лицензирование, установку квот, политику госзакупок, внутренние налоги, экспортные кредиты и субсидии.
Кроме этого, международную торговлю регулируют с помощью совокупности негосударственных методов воздействия. Они включают в себя разные режимы торговли и условия торговых договоров, в том числе способы расчётов и поставки товаров.
Способы расчётов и поставки товаров
Расчёты по внешнеторговым операциям обычно осуществляются в денежной форме, в валютах с хорошей покупательной способностью и стабильным курсом. Однако в некоторых случаях их производят в виде встречного товарообмена. Для этого используют:
- бартер — натуральный обмен товарами;
- торговые компенсационные сделки — зачёт взаимных требований на основе клиринговых соглашений;
- производственные компенсационные сделки — предоставление продукции в обмен на поставленное ранее сырьё или оборудование.
Модели встречного товарообмена всё активнее используются государствами, в отношении которых действуют санкции. Например, в 2022 году Россия начала обмен отечественных удобрений на бразильский кофе.
Условия поставки товаров (в том числе порядок их транспортировки, ответственность продавцов и покупателей в случае гибели или повреждения товаров в период перевозки) регулируются международными правилами Incoterms.
Выгоды и противоречия внешней торговли
Согласно теории классической политической экономии, выгоды от внешней торговли основываются на международном разделении труда. Одни и те же товары, но производимые в разных странах, имеют разную себестоимость, что связано с различными издержками труда.
Приверженцы классической теории международной торговли утверждают, что благодаря росту внешней торговли увеличивается благосостояние государства. Этому способствует развитие производства в сферах, ориентированных на экспорт.
Однако на практике во внешней торговле существует множество противоречий. По статистике, темпы роста спроса на товары, экспортируемые из развитых государств, намного превышают спрос на товарный экспорт из развивающихся стран.
Развивающиеся страны поставляют на международный рынок преимущественно сырьё. Рост их производительности ведёт к снижению цен на такие ресурсы. В это же время повышение качества переработки полученной продукции в развитых странах повышает добавленную стоимость и приводит к значительному росту цен на конечную продукцию.
Ещё одна проблема, связанная с внешней торговлей, — торговые войны. Они возникают, если продукция, импортируемая из-за рубежа, поступает по низким ценам. Это приводит к тому, что местные производители не могут с ней конкурировать. В целях защиты государство-импортёр вводит пошлины или запрет на импорт. Страна-экспортёр отвечает аналогичными действиями.
Внешняя торговля товарами
Под торговлей товарами понимается продажа материальных предметов, которые могут использоваться одноразово или быть многоразовыми. В любом случае товар сначала производят, а уже затем обменивают на деньги.
Во внешнеторговом обороте России экспорт и импорт товаров преобладают над торговлей услугами. При этом самую большую долю экспорта занимают сырьевые товары. В связи с этим экспортные поступления страны зависят от цен на энергоресурсы.
Внешняя торговля услугами
Мировой рынок услуг в последние десятилетия показывает стремительный рост, но есть свои особенности:
- поскольку услуги не могут храниться и потребляются в месте производства, их основная масса предоставляется без посредников на основе прямых контрактов между производителями и потребителями;
- потребление услуги часто не связано с пересечением границы, что затрудняет использование стандартных критериев экспорта и импорта;
- внешняя торговля услугами находится во взаимосвязи с торговлей товарами (например, носители информации).
В международной торговле преобладают деловые, туристические, транспортные, телекоммуникационные услуги. Россия не обладает существенной долей в мировом экспорте услуг.
Влияние внешней торговли на экономику
Экспорт и импорт оказывают разное влияние на экономику страны. Экспортная деятельность способствует притоку капитала в экономику, что благотворно сказывается на развитии внутренней промышленности, повышении благосостояния нации.
Преимущества импортных операций:
- рост конкуренции и повышение эффективности производства;
- наполнение рынка товарами, которых не хватает;
- укрепление межгосударственных связей.
Внешняя торговля может оказывать и отрицательное влияние. Например, чрезмерный импорт иногда тормозит собственное производство и ведёт к росту дефицита платёжного баланса.
Плюсы и минусы специализации во внешней торговле
Специализация во внешней торговле определяется многими факторами. В первую очередь это имеющиеся ресурсы и уровень научно-технического развития. Благодаря торговле многие страны стали играть весомую роль на международном рынке, а другие получили возможность закупать необходимые товары по низким ценам.
Однако отсутствие собственного производства, особенно в инновационных и наукоёмких областях, грозит крупными рисками в случае приостановления поставок из-за границы. Примером тому может выступать Россия, которая была вынуждена выстраивать новые логистические цепочки и в быстром темпе развивать импортозамещение после введения санкций.